Интерьер в типологическом аспекте художественный смысл Афины Парфенон храм Аполлона Римский жилой дом капелла ПацциКорнель Фабрици церквь Сан Лоренцо Успенский собор Усадьба Архангельское панорама Москвы О  компонентах интерьера

Послевоенный дизайн в Европе и России

Подобно Аристотелю, автор трактата считает природу той объективной реальностью, от которой художник отталкивается в своем творчестве. Однако в традиционную для античности теорию подражания природе он впервые вносит принципиальные поправки, отделяя искусство возвышенное от подражательного. Еще одно сходство с архитектурой.

Посвящая трактат поэзии и музыке, автор ничего не говорит об архитектуре. Тем не менее по художественным задачам, перед ней стоящим, архитектура может быть отнесена к тому виду возвышенного, о котором говорит автор. Выводы и отдельные положения трактата близки архитектуре.

Считая важнейшим признаком возвышенной речи способность человека к возвышенным мыслям и суждениям, автор отвечает на вопрос: каким образом сделать речь возвышенной?

Особое значение придается отбору основных выражений, а затем объединению их. Поэтесса Сапфо с поразительной силой отбирает все самое --шее и великое,— пишет он,— чтобы потом создать единый целостный образ и в конце концов раскрыть -е одно какое-либо чувство, овладевшее ею, а всю совокупность чувств. Он отмечает далее, что удивительной силе рассматриваемого стихотворения способствует «выбор крайностей и соединение их воедино». Сапфо не единственная. Так поступают Гомер, Архилох, Демосфен, а также Иктин, формируя среду как контрастную смену воздействий.

Нарастание — развитие мысли и возвышение — рассматривается в трактате как одно из средств достижения возвышенного. В изложение вносятся дополнения, вставки, а затем в периодических повторениях, следуя друг за другом в постепенном развитии, раскрываются возвышенные обороты, усиливая подобранные доказательства. Так же и с архитектурой; в результате трехкратного повторения последовательного нарастания воздействий создавалось более глубокое переживание при восприятии Парфенона.

Автор трактата придает значение зрительным образам в литературе, раскрывает прием приведения множества к единству, говорит о выборе точных, значительных слов, избыток которых, по его мнению, далеко не всегда полезен. Он делает тонкие наблюдения за использованием метафор, а лучшими гиперболами считает те, которые с трудом распознаются. Речь, претендующая на возвышенное, должна отличаться тесной взаимосвязью частей и гармоническим сочетанием их.

Характерно, что отдельные положения трактата аналогичны выводам, полученным в результате анализа греческой архитектуры. Последовательность и аналогия в использовании композиционных принципов литературы и архитектуры поразительны, и естественно возникает вопрос, что же дает эта общность для постижения нами художественного содержания?

Отказавшись от претендующего на всеохватность изложения "от теории к практике" и "от простого к сложному", я сразу же попал во власть встречных течений, то и дело отбрасывавших меня назад: "Об этом писать нельзя, пока не объяснено то, а перед этим обязательно нужно рассказать и о том".
Так, поставив на первое место в этой главе технологии разметки текста (HTML и XML), я был вынужден сделать еще шаг назад и начать со стандартов кодирования текста в компьютере. Причина не только в особой актуальности этой темы для пользователей, имеющих дело с кириллическим алфавитом; важно также, что она даст нам возможность обсудить некоторые общие принципы передачи и обработки информации в компьютере.
В общем случае кодировка (encoding), или кодовая таблица, - это однозначное соответствие между подмножеством целых чисел (как правило, идущих подряд) и некоторым набором символов. Ключевым здесь является понятие символа. Символ может быть буквой (а может и не быть), может соответствовать звуку речи (а может и не соответствовать) и может быть представлен графическим знаком (но может обходиться и без какого бы то ни было видимого образа). Символ - это атом смысла, мельчайшая неделимая частица информации. Так, латинское "А" и кириллическое "А" - это разные символы, потому что они употребляются в разных контекстах и несут в себе разную информацию.