Интерьер в типологическом аспекте художественный смысл Афины Парфенон храм Аполлона Римский жилой дом капелла ПацциКорнель Фабрици церквь Сан Лоренцо Успенский собор Усадьба Архангельское панорама Москвы О  компонентах интерьера

Послевоенный дизайн в Европе и России

Созданию капеллы Нации предшествовало работа над Воспитательным домом, куполом Флорентийского собора, церковью и сакристией Сан-Лоренцо, где мастер последовательно решал поставленные композиционные задачи, добиваясь совершенства путем закрепления творческих находок.

Корнель Фабрици, отмечая выдающуюся роль Флорентийского купола в архитектуре Возрождения, справедливо считает, что восьмигранная форме барабана предопределила общее неудачное впечатление, и резко критикует интерьер, «безобразную нерасчлененную форму круглого восьмигранного свода» и рассеянный свет сквозь круглые окна, совершенно недостаточный для обширного помещена . Действительно, когда посетитель попадает в подкупольное пространство собора, он ощущает неустроенность этого грандиозного пространства, даже пустоту. Громадные размеры его не воспринимаются в натуре.

Неорганизованность внутреннего пространства собора можно объяснить, в частности, аморфной нерасчлененностью внутренней поверхности купола, отсутствием масштабного перехода от громадных размеров сооружения к человеку. Этим обусловлена его тяжесть, невозможность прочтения формы, невыявленность размеров. Все это связано непосредственно с пластической разработкой самого купола.

Неудачное решение интерьера можно объяснить также и несопоставимостью протяженного трехнефного храма с центрическим подкупольным пространством. Осевое построение храма вдруг неожиданно обрывается, уступая место центрическому нерасчленному гигантскому подкупольному пространству. Контраст двух разных пространственных построений переходит за грань возможного. Казалось бы, подкупольное пространство должно быть главным в интерьере, так же как купол главенствует над всем городом. Однако этого не получилось. Значительность выразительного протяженного пространства средневекового храма настолько велика, что оно не подготавливает восприятия купола, а берет все внимание на себя. Купол же настолько велик, что не может подчиниться развивающемуся ритму опор протяженного нефа. Таким образом, несоответствие, несочетаемость двух самостоятельных архитектурных систем — еще одна из причин неудачи мастера.

Брунеллески не мог не заметить ошибки, но исправить что-либо не имел возможности. Все силы его были сосредоточены на решении серьезных инженерных задач. Многое же, например внутренние очертания купола в плане, было уже предопределено. Только в последующих постройках мастера намечается новая самостоятельная линия в решении интерьера.

Для уяснения связей между организацией пространства и восприятием интерьера человеком особенно убедительно сравнение сакристии Сан-Ло-ренцо и капеллы Пацци.

ASCII
Однако прежде чем переходить к восьмибитным кодировкам, нужно сказать несколько слов о кодировке под названием ASCII (American Standard Code for Information Interchange) - кодировке также восьмибитной, но охватывающей только 128 символов и потому довольствующейся семью значимыми битами (старший, восьмой бит при этом всегда равен нулю). Важность этой кодировки, включающей латинский алфавит, цифры и основные знаки пунктуации, необычайно велика: почти все остальные (большие по размеру) кодировки совместимы с ней, т. е. размещают на своих первых 128 знакоместах те же самые символы в том же порядке.
Первые 32 позиции в кодировке ASCII заняты так называемыми управляющими символами (control characters), предназначенными не для передачи собственно текстовой информации, а для управления устройством, читающим (или получающим по линии связи) текстовый файл. Лишь немногие из этих символов - возврат каретки, перевод строки, табуляция - до сих пор используются в более-менее общепринятых значениях; остальные, давно уже вышедшие из употребления, в былые времена выполняли для "голого" ASCII-текста те же функции, которые сейчас возложены на разнообразные форматы данных и протоколы связи.