Архитектурное пространство Архитектор Ле Корбюзье Античный жилой дом Гостиница Окиридис Капелла Роншан Георгиевский собор Гарвардский институт искусств Генуэзские дворцы XVII в Храм Вознесения

Эмоциональный потенциал архитектуры, построение архитектурного пространства

Случайность, нарушающая закономерность построения, может рассматриваться как освобождение от излишней регулярности и в то же время она может быть необходимым усложнением, подчеркивая строгость основного решения, глубину художественного образа. В Парфеноне такую роль выполняли курватуры и другие оптические поправки. В храме Ферапонтова монастыря свободное размещение оконных проемов, получив поддержку в расположении  фигур стенописи, создает неповторимый и сложный по глубине восприятия образ.

Контраст  рациональных логически ясных форм и иррациональных криволинейных определяет силу  воздействия и художественную концепцию многих произведений Ле Корбюзье. Так, например, в Гарвардском институте искусств Корбюзье строит композицию на противопоставлении прямоугольного призматического объема и двух врезающихся в него криволинейных пластических образований. Последовательно развивает традиции Ле Корбюзье архит. Р. Меер. В пристройке к существующему Центру искусств в штате Айова наиболее показателен объем столовой, где прямоугольный объем выразительно сочетается со сложной криволинейной формой.

Возможны в архитектуре предельно сложные построения пространства, где потеряна, казалось бы, какая-либо закономерность. Так, например, в знаменитой часовне в Роншане Ле Корбюзье дошел до полного отрицания логической формы и все же эту, казалось бы, ничем не ограниченную свободу и пластичность внутреннего пространства организовал осью, направив композицию к алтарю. В этом иррациональном пространстве движение человека ориентирует ось, прочерченная на полу и отмеченная прогибом свисающего покрытия. Таким образом, у человека, находящегося в часовне, в процессе изучения иррациональной формы пространства, в поисках закономерности, ось рождает уверенность в обретении порядка. Сложность обретения порядка усиливает эмоциональное воздействие. В этом же ряду можно вспомнить Театр на Таганке, музей в Вильнюсе, где сложность композиции обусловлена градостроительной ситуацией и где лишь присутствие оси определяет возможность раскрытия порядка.

Противопоставление двух композиционных систем следует рассматривать так же как условие возникновения эмоций, а следовательно, как эмоциональный потенциал архитектуры.

Прикладная философия
Разделение "содержания" и "представления" как двух независимых аспектов информации - идея не особенно новая. Как и другие абстрактные противопоставления, до недавнего времени она оставалась чисто философской концепцией, не имевшей никакого выхода на практику. Вспомним, однако, что задолго до того, как философия смогла сделать свои первые шаги, способность к абстрактному мышлению и поаспектному анализу вещей и явлений должна была возникнуть и оформиться в языке. Лингвистам известно, что у языков, находящихся на начальных стадиях развития, зачастую отсутствует способность к разделению абстрактных аспектов явлений - такой язык может иметь самостоятельное слово для "падающего снега" при полном отсутствии слов для понятий "падать" и "снег" по отдельности. Очевидно, невозможность сказать что-то отражает и невозможность это помыслить.

Вращение вокруг проецирующей оси Кручение стержня треугольного сечения