Архитектурное пространство Архитектор Ле Корбюзье Античный жилой дом Гостиница Окиридис Капелла Роншан Георгиевский собор Гарвардский институт искусств Генуэзские дворцы XVII в Храм Вознесения

Эмоциональный потенциал архитектуры, построение архитектурного пространства

Такие далеко отстоящие по времени и разные по назначению произведения архитектуры, как Парфенон, усадьба Архангельское и многие современные объекты, объединяются этой общей композиционной идеей.

Последовательное раскрытие пространства посредством переходов из низких затемненных переходов в широкие и высокие залы, характерное для итальянских дворцов и вилл Палладио, также формирует нарастание воздействий во времени.

Наглядной иллюстрацией контрастной смены пространств может служить серия генуэзских дворцов XVII в., где смена квадратных в плане вестибюлей, протяженных лестниц, двухсветных дворов и переходы в протяженные высокие залы особенно эффектны. Переход от неясности, неопределенное к закономерно организованному пространству может быть проиллюстрирован на примере Парламента в Чандигархе, где Ле Корбюзье, организуя движение внутри здания, отказывается от прямолинейных осей. Основной зал, размещенный в крытом дворе, смещен с центра. Движение человека в пространстве сложно. Понятие оси расширяется — это не прямая линия, она лишь ощущается в замысле и, что особенно важно, определяет направление, ведущее человека к цели. Корбюзье строит композицию на противопоставлении случайности закономерности сложного движения человека по пандусу с непроданными поворотами и неожиданными ракурсами, он завершает композицию переходом в зал заседаний правильной круглой формы в плане. Только в конце пути человек обретает порядок. Вертикальная ось круглого в плане зала придает строгость, значительность и величие этому пространству, завершающему развитие композиции. Таким образом, не только порядок, а более тонко задуманная интрига создают эмоциональную напряженность, ожидание. И когда переходе в новое строго упорядоченное пространство замысел проясняется, когда интрига раскрывается, тогда в результате обретения порядка и возникает чувство радости.

В среднеазиатском медресе композиция строго симметрична. Вход во внутренний двор организован через небольшую по размерам боковую дверь и темные переходы. Эффект неожиданного выхода в просторный внутренний двор, окруженный аркадой, особенно поразителен.

Проведенные обобщения убеждают в возможности прогнозировать различный характер эмоциональных переживаний человека во времени.

Контрасты противопоставления непредвиденной свободы и строгого порядка, чувственного и логического, ожидаемого и неожиданного, внося разнообразие в характеристику внутреннего пространства, усиливают восприятие упорядоченности, подчеркивают значение порядка.

Прикладная философия
Разделение "содержания" и "представления" как двух независимых аспектов информации - идея не особенно новая. Как и другие абстрактные противопоставления, до недавнего времени она оставалась чисто философской концепцией, не имевшей никакого выхода на практику. Вспомним, однако, что задолго до того, как философия смогла сделать свои первые шаги, способность к абстрактному мышлению и поаспектному анализу вещей и явлений должна была возникнуть и оформиться в языке. Лингвистам известно, что у языков, находящихся на начальных стадиях развития, зачастую отсутствует способность к разделению абстрактных аспектов явлений - такой язык может иметь самостоятельное слово для "падающего снега" при полном отсутствии слов для понятий "падать" и "снег" по отдельности. Очевидно, невозможность сказать что-то отражает и невозможность это помыслить.

Общие сведения о пересечении поверхности плоскостью Трехфазные цепи http://matlub.ru/