Учебник Visual Basic .NET Выражения, операторы Классы и объекты Наследование и интерфейсы Обработка событий и делегаты Обработка ошибок Формы Windows Ввод-вывод Многопоточные приложения Поддержка баз данных Обзор ASP .NET

Заметьте, что и World space и Page space измеряют плоскую область, размах которой по обеим координатам равняется 2 32 логических единиц, то есть более 4 миллиардов единиц. Page space работает совместно с Device space, чтобы обеспечить приложение единицами, не зависящими от типа физического устройства, такими как миллиметры и дюймы-(inches). Конечным координатным пространством, Physical Device space обычно является клиентская область окна приложения, или весь экран монитора, или страница бумаги принтера (плоттера). Размеры области физического устройства изменяются в зависимости от марки, технологии и т. д. Чтобы верно передать детали изображения, созданного в логической системе, в физическое устройство, система преобразовывает их путем отображения (mapping) прямоугольной области из одного координатного пространства в другое. При копировании каждой точки прямоугольной области из одного пространства в другое Windows применяет алгоритм трансформации, который в конечном счете изменяет размеры, ориентацию и форму всего объекта.

Проблема неустойчивости базовых классов и контроль версии

Проблема несовместимости компонентов хорошо известна всем, кому доводилось программировать для Windows. Обычно она выступает в форме так называемого кошмара DLL (DLL Hell) — программа использует определенную версию DLL, a потом установка новой версии компонента нарушает работу программы. Почему? Причины могут быть разными, от очевидных (случайное исключение функции, использовавшейся в программе) до весьма нетривиальных (например, изменение типа возвращаемого значения у функции). В любом случае все сводится к вариациям на одну тему — при изменении открытого интерфейса кода, от которого зависит ваша программа, программа не может использовать новую версию вместо старой, а старая версия уже стерта. В большинстве объектно-ориентированных языков наследование сопряжено с потенциальной угрозой работоспособности вашей программы из-за несовместимости компонентов. Программисту остается лишь надеяться на то, что открытые и защищенные члены классов-предшественников в 1 иерархии наследования не будут изменяться, таким образом, что это нарушит ра-

ботоспособность их программ. Эта ситуация называется проблемой неустойчивости базовых классов. Наследование часто превращает наши программы в некое подобие карточного домика — попробуйте вытащить нижнюю карту, и все сооружение развалится.

Проблему неустойчивости базовых классов желательно рассмотреть на конкретном примере. Разместите приведенное ниже определение класса Payabl eEntity в отдель-ной^библиотеке и откомпилируйте его в сборку с именем PayableEntity Example командой Build (чтобы задать имя сборки, щелкните правой кнопкой мыши на имени проекта в окне решения, выберите в контекстном меню команду Properties и введите нужные значения в диалоговом окне). Если вы не используете архив с примерами, прилагаемый к книге, запомните, в каком каталоге был построен проект:

Public Mustlnherit Class PayableEntity

Private m_Name As String

Public Sub New(ByVal theName As String)

m_Name =theName

End Sub

Public Readonly Property TheName()As String Get

Return m_Name

End Get

End Property

Public MustOverride

Property TaxID()As

String End Class

После построения DLL закройте решение.

Допустим, вы решили включить в класс Employee новый способ получения адреса, зависящий от базового класса PayableEntity; при этом следует помнить, что класс будет использоваться только в откомпилированной форме. Для этого необходимо включить ссылку на сборку, содержащую этот проект (находится в подкаталоге \bin того каталога, в котором была построена DLL PayableEntityExample). Примерный код класса Empl oyee приведен ниже. Обратите внимание на строку, выделенную жирным шрифтом, в которой класс объявляется производным от абстрактного класса, определенного в сборке

PayableEntityExample.

Public Class Employee

' Пространство имен называется PayableEntityExample.

' поэтому полное имя класса записывается в виде

PayableEntityExample.PayableEntity! Inherits

PayableEntityExample.Employee

Private m_Name As String

Private m_Salary As Decimal

Private m_Address As String

Private m_TaxID As String

Private Const LIMIT As Decimal = 0.1D

Public Sub New(ByVal theName As String,

ByVal curSalary As Decimal,

ByVal TaxID As String)

MyBase.New(theName)

m_Name = theName

m_Salary = curSalary

m_TaxID = TaxID

End Sub

Public Property Address()As String

Get

Return m_Address

End Get

Set(ByVal Value As String)

m_Address = Value

End Set

End Property

Public Readonly Property Salary()As Decimal Get

Return m_Salary «

End Get

End Property

Public Overrides Property TaxIDO As String Get

Return m_TaxID

End Get

SetCByVal Value As String)

If Value.Length <> 11 Then

' См. главу 7 Else

m_TaxID = Value

End If

End Set

End Property

End Class

Процедура Sub Main выглядит так:

Sub Main()

Dim torn As New EmployeeC'Tom". 50000)

tom.Address ="901 Grayson"

Console.WriteCtom.TheName & "lives at " & tom.Address)

Console. ReadLine()

End Sub

Результат показан на рис. 5.7. Программа работает именно так, как предполагалось.

Рис. 5.7. Демонстрация неустойчивости базовых классов (контроль версии отсутствует)

Программа компилируется в исполняемый файл Versiomngl.exe, все идет прекрасно.

Теперь предположим, что класс PayableEntity был разработан независимой фирмой. Гениальные разработчики класса PayableEntity не желают почивать на лаврах! Заботясь о благе пользователей, они включают в свой класс объект с адресом и рассылают новый вариант DLL. Исходный текст они держат в секрете, но мы его приводим ниже. Изменения в конструкторе выделены жирным шрифтом:

Imports Microsoft.Vi sualBasic.Control Chars

Public Class PayableEntity

Private m_Name As String

Private m_Address As Address

Public Sub New(ByVal theName As String,ByVal theAddress As Address)

m_Name = theName

m_Address = theAddress

End Sub

Public Readonly Property TheName()As String Get

Return m_Name End Get

End Property

Public Readonly Property TheAddress() Get

Return

m_Address.DisplayAddress

End Get

End Property

End Class

Public Class Address

Private m_Address As String

Private m_City As String

Private m_State As String

Private m_Zip As String

Public Sub New(ByVal theAddress As String.ByVal theCity As String.

ByVal theState As String.ByVal theZip As String)

m_Address = theAddress

m_City = theCity

m_State = theState

m_Zip = theZip

End Sub

Public Function DisplayAddress() As String

Return m_Address & CrLf & m_City & "." & m_State _

&crLF & m_Zip

End Function

End Class

Перед вами пример редкостной халтуры. В процессе «усовершенствования» авторы умудрились потерять исходный конструктор класса PayableEntity! Конечно, такого быть не должно, но раньше подобные катастрофы все же случались. Старая DLL устанавливалась на жесткий диск пользователя (обычно в каталог Windows\System). Затем выходила новая версия, устанавливалась поверх старой, и вполне благополучная программа Versioningl переставала работать (а как ей работать, если изменился конструктор базового класса?).

Конечно, проектировщики базовых классов так поступать не должны, однако на практике бывало всякое. Но попробуйте воспроизвести этот пример в .NET, и произойдет настоящее чудо: ваша старая программа будет нормально работать, потому что она использует исходную версию Payabl eEnti ty из библиотеки, хранящейся в каталоге \bin решения Versioningl.

MFC имеет специальный набор классов, упрощающий процедуру общения с контекстом устройства. Класс CDC содержит большую часть функций, которые могут понадобиться для управления выводом. Классы, производные от CDC, обеспечивают специальные возможности, например класс cciientoc обеспечивает доступ к клиентской области окна, где в основном разворачиваются события, управляемые программистом. Класс CPaintDC позволяет управлять процессом перерисовки окон, обеспечивая вызовы функций BeginPaint и EndPaint в ответ на сообщение WM_PAINT. Создание рисунка в окне производится с помощью функций API, инкапсулированных в одноименных методах класса CDC