Стадии разработки конструкторской документации


Начертательная геометрия выполнение чертежей

Количество видов должно быть минимальным, но достаточным, чтобы дать представление о внешних очертаниях изделия и его выступающих элементах.

Тени в ортогональных и аксонометрических проекциях

Общие положения.

Тени строят на чертежах строительных конструкций для придания большей наглядности и рельефности изображения. Рассматривается только геометрия теней. Физические свойства источника света не учитываются. Считается, что свет распространяется прямолинейно, параллельным потоком. Таким образом, построение теней это параллельное косоугольное проецирование, которому свойственны все инвариантные свойства параллельного проецирования. Рассмотрим пространственное тело, освещенное параллельным потоком световых лучей. Направление проецирования – s

  рис. 148

Здесь α – часть поверхности, находящаяся в свету;

  β – часть поверхности, находящаяся в тени (собственная тень)

 l – линия, разграничивающая α и β, называется контуром собственной тени;

π – поверхность, на которой образуется βπ - падающая тень от пространственного тела;

lπ - контур падающей тени – тень от контура собственной тени.

Основное правило при построении теней: контур падающей тени lπ есть тень от контура собственной тени l. Здесь lπ – параллельная проекция l при направлении проецирования  s- диагонали куба, грани которого совпадают с плоскостями проекций π 1 π 2 π 3 в левой системе плоскостей проекций

  Рис. 149.

Используем фронтальную диметрическую проекцию, левую систему. Очевидно, что проекции луча sI, sII, sIII составляют 45о с соответствующими координатными осями

 Рис. 150

Методом вращения можно определить наклон светового луча к плоскостям проекций: αо=35о15’54”

Рис. 151

9.2.1. Тень от точки на плоскость проекций.

  Рис. 152

Ао – тень от точки А на плоскость проекций

АоI, АоII – горизонтальная и фронтальная проекции тени Ао.

Построение тени в аксонометрии

Рис. 153

Тени АоII≡ Ао на верхней поле π 2 и ВоI ≡ Во на передней поле π 1 являются действительными. Ложные тени

Рис. 154

располагаются: Ао1I – на задней поле π 1 или на нижней поле π 2.

9.2.2. Тень от точки на плоскую фигуру.

Тень от точки К на плоскость треугольника АВС является точка КТ пересечения светового луча s, проходящего через эту точку в пространстве. Таким образом для решения задачи необходимо найти точку пересечения луча s c треугольником ABC

Рис. 155. Решение подобной задачи на рис 78

9.2.3. Тень от точки на поверхность многогранника.

Задача сводится к построению точки пересечения светового луча с поверхностью многогранника.

Рис. 156

9.3.1. Тень от прямой линии на плоскость проекций.

Для решения задачи необходимо построить тени от ее конечных точек

Рис. 157.

Если обе тени попадают на одну плоскость проекций, их необходимо соединить. Построение аксонометрии показано на Рис. 158

Если тени от конечных точек попадают на разные плоскости проекций

рис. 163, для построения тени от прямой используется ложная тень от любой точки (например Ао1I). Можно использовать так же любую промежуточную точку на прямой.

Следует обратить внимание на различие подходов человека и электронного устройства к изображению.

Для человека любое изображение, даже далекое от реалистической фотографии, представляет собой содержательную структуру: каждый из нас в состоянии отличить портрет от пейзажа, фигуру человека от вазы фруктов и т. д. Это возможно потому, что зрительное восприятие происходит не столько с помощью органов зрения, сколько с помощью мощного интеллекта, который обладает удивительными способностями распознавания. Например, для человека вполне реально узнать лицо другого человека, которого не видел несколько десятков лет (а человек уже успел постареть, изменить свою внешность).

Техническим системам, даже использующим современные вычислительные мощности, такие задачи пока не под силу.

Как же можно обойти это ограничение и получить возможность превращать произвольное изображение в цифровое?

Главное отличие между письменностью и изобразительной деятельностью, хотя эти области близки и исторически, и по существу. Алфавит является универсальным средством, которое позволяет при ограниченном числе элементов составлять неограниченное количество текстов. Поэтому алфавит представляет собой определенную систему конкретных знаков, которые установлены в нашем обществе, — и каждый, владеющий языком, понимает написанное (если, конечно, умеет читать).

Для изобразительной деятельности такого строгого перечня элементов не существует, следовательно, возможность кодирования должна базироваться на другом подходе, нежели стандартные элементы, вроде букв или цифр.

Кодирование информации осуществляется достаточно просто, если существует конечный перечень элементов.

Однако подавляющее большинство видов графической информации не имеет таких ясно и однозначно выделенных элементов (исключение составляет довольно частный случай изображений — мозаичная основа для вышивки крестиком).

Для того чтобы получить возможность кодировать графическую информацию, необходимо найти способ выделения хотя бы искусственных элементов.

Тень от прямых частного положения

Сечение геометрических тел плоскостями Построение пересечения тел плоскостями часто встречается при изображении внешних очертаний деталей машин и приборов, при выявлении внутренних очертаний деталей и во вспомогательных построениях (нахождение точек встречи прямой с поверхностью, отыскание линий пересечения двух поверхностей и др.).

Номера позиций указывают на тех изображениях, на которых составные части изделия проецируются как видимые. Позиции для сборочных единиц, входящих в состав изделия, указывают от изображения их основных деталей. Деталям и материалам, которые входят в состав сборочной единицы изделия, номера позиций на чертеже ВО не присваивают. Такие детали и материалы учитывают в спецификациях сборочных единиц.
Материалы в машиностроении